Тренинг-референс визит "MES системы как инструмент поддержки бережливого производства". Как это было
21-25 сентября 2011 года, г. Устер, Швейцария
День первый, среда
Первый день был днём сбора. В отличие от других наших мероприятий, дорога в Швейцарию была сложной: участники (всего 15 человек) добирались в несколько групп, общая встреча произошла уже в Устере. Самая крупная делегация вылетала из Москвы, участников встречала Ольга Усанчикова, вылетели без проблем. Те, кто прилетел в Цюрих раньше, имели время немного погулять по утреннему городу. Участников визита встречал трансфер, хотя легко можно было добраться самостоятельно: от аэропорта до Цюриха и от Цюриха до Устера примерно по 15 минут езды на поезде, поезда ходят каждые 10-20 минут.
К обеду все собрались в Устере. Гостиница оказалась очень удобным бизнес-отелем. Интересной особенностью было то, что все входы в комнаты были с улицы. Летом нормально, зимой может быть и не очень комфортно. В 50 метрах от гостиницы была железная дорога, постоянно ходили пригородные поезда (электричками их язык не поворачивается назвать). Но "у них" поезда ходят существенно тише наших, так что скоро все привыкли и перестали обращать внимание на шум. Кстати, что интересно, на нашем направлении практически не было товарных поездов, мы их видели за эти дни всего лишь один или два раза.
Скоро в отель приехал Роберт Шурх, директор компании CSM Systems AG и начались занятия первого учебного дня. Сначала приветственные слова участникам сказали организаторы: Алексей Кораблёв (Инженерный клуб) и Игорь Решетников (MESA International Россия). После этого представились участники, каждый вкратце рассказал, что ожидает от этого визита. Некоторые ожидания оказались немного неожиданными, но вполне разумными. Содержание выступлений немного скорректировали.
В первый день семинарских занятий Роберт Шурх по программе рассказал о применении MES-систем, как использовать MES-системы в рамках поддержания бережливого производства.
Вечером всех ждал приветственный ужин, который прошёл в непринуждённой и дружественной обстановке. Много шутили, говорили тосты. Даже Роберт Шурх научился говорить тосты, недоумевая при этом, почему этим русским обязательно надо что-то сказать, почему нельзя выпить «просто так».
После торжественного ужина праздник не закончился, он просто переместился в комнаты. Комната на первом этаже, когда балконом служит газон отеля – прекрасное место для дружеской вечеринки весёлой компании. Проверено на практике.
День второй, четверг
Во второй день, по планам визита, было посещение завода Huber-Suhner. Это относительно небольшое, по нашим меркам, предприятие, всего около 100 человек работников. Группа компаний (а это несколько небольших заводов) выпускает качельную продукцию, как общего, так и специального назначения, предназначенную для работы в особых условиях. Так, например, некоторые критически важные соединения поезда Сапсан (производитель немецкая компания Siemens) произведены как раз на заводе в Устере.
Добирались до завода на обычном городском транспорте – автобусах. Когда ко времени прибытия вышли на остановку, сопровождающий группу Роберт Шурх рассказал, что, поскольку за несколько дней он купил билеты на всю группу, транспортная компания выпустила на линию автобус больше по числу мест, чем обычно. Что-то из мира фантастики. Пересев на станции с одного маршрута на другой (а стыковки подобраны удивительно удобно), примерно через час после выхода из гостиницы мы были около завода.
Нашему взору представилось небольшое, с виду ничем не приметное здание. Прямо рядом со зданием завода растёт кукуруза – ни один квадратный метр земли не пропадает тут зря. На заводе нас встретил Роберт Баур, руководитель цеха по скручиванию проволоки. Он нас сопровождал всё время посещения завода. Сначала немного провели по производству, показали, как из бухты медного провода диаметром 1 см получаются провода 0,5 – 0,1 мм диаметром. В деталях показали средства оперативного управления, управляющие терминалы, системы контроля качества.
После цеха поднялись в диспетчерскую, где мастер цеха показал на практике и рассказал в теории, как осуществляется цеховое планирование. На предприятии используется MES-система DIAMES, через неё выполняется сбор информации о текущем состоянии запланированных операций и планирование производства. Представители завода подробно рассказали, как плановый заказ из ERP-системы распределяется между станками, как идёт контроль и подготовка производства, как осуществляется перепланирование в случае внеплановых остановов или увеличения времени выполнения операции.
Завод очень дорожит своими производственными секретами, поэтому с нас ни на секунду не спускали глаз. Даже когда из отходов нам в качестве сувениров нарезали небольшие кусочки кабеля, бдительный представитель завода попросил их вернуть. Правила есть правила, какими бы странными они не казались.
После диспетчерской экскурсия по заводу продолжилась и мы посмотрели все стадии производства: от получения провода нужного диаметра до его превращения в законченное изделие: силовой кабель, например. С особой гордостью показали машину, которая работает с самого момента основания завода. «Работает хорошо, нас устраивает, зачем менять» ответил нам мастер цеха на вопрос о модернизации.
Много интересного узнавалось и просто в беседах с сотрудниками завода. Что-то было привычное, что-то – удивительное. Говорили о зарплатах, о модели подготовки персонала, о методах мотивации, об общих показателях, о мерах по снижению брака и пр. Сотрудники завода отвечали на вопросы с большой охотой и вполне откровенно. Такие показатели, как валовая выработка на рабочего в год просто поражали воображение.
После визита на завод пообедали в местном ресторане, недалеко от завода и вернулись в отель. Поскольку до вечера ещё оставалось немного времени, поехали в Цюрих за подарками. Мало кто не привёз домой 2-3 штук часов и других сувениров. Кому-то даже пришлось купить дополнительную сумку. А ещё посмотрели на вечерний Цюрих, даже почти попали на кинофестиваль.
День третий, пятница
Третий день был полностью учебным. К группе присоединился Питер Штрукман, который рассказал об интеграции систем класса PLM/PDM и MES. Игорь Решетников рассказал об общих моментах организации ТОиР с учётом рекомендаций модели бережливого производства. День прошёл на одном дыхании, обсуждение вопросов в кулуарах продолжалось ещё очень долго.
А вечером некоторые успели даже съездить на Рейнфальдский водопад. Водопад с ночной подсветкой бесподобен. А идеально продуманные стыковки между поездами делают даже дальние поездки с тремя пересадками простыми и быстрыми.
День четвёртый, суббота
Рабочая неделя окончилась и появилась возможность немного отдохнуть. Утром в отель приехал Роберт Шурх, одетый уже не так официально, и все отправились на железнодорожную станцию. Доехали до Цюриха, там пересели на поезд до Люцерна.
После прибытия в Люцерн сразу же пересели на кораблик, который повёз нас по озеру Фирвальдштеттер (что в переводе означает четыре лесных деревни). Что характерно, что кораблик не туристический, а самый обычный, им же пользуются и местные жители. Для нескольких маленьких деревенек по берегам, это единственная связь с "большим" миром. Природа красоты непередаваемой, а 300-метровые лифты в скалах, после всего уже увиденного, воспринимались вполне логично.
Следует отметить, что Роберт оказался не только отличным специалистом по производственной автоматизации, но и великолепным гидом. Его знания по истории своей страны, казалось, безграничны. Наиболее волнующим было то, что мы были как раз около того места, откуда, по преданиям, зародилась Швейцария как государство. Кораблик привёз нас к подножию горы Пилатус, откуда на вершину отправляется фуникулёр. В Швейцарии, кажется, всё "самое-самое", вот и фуникулёр оказался самой крутой в Европе зубчатой железной дорогой. Для того, чтобы взобраться на такую крутую гору (уклон до 48 градусов) даже придумали специальную шестеренчатую систему, отличающуюся от тех, которые используются в других фуникулёрных конструкциях.
Пока покупали сувениры, наш фуникулёр ушёл, подождали следующий. Поднявшись на гору, все бросились любоваться чудесными видами, с высоты в 2129 метров всё кажется игрушечным. После нас ждал обед, любезно организованный компанией CSM. Все с удовольствием перекусили, наслаждаясь видами и местным домашним вином.
Вниз спускались уже по канатной дороге. На промежуточной станции не удержались и немного покатались на местном аттракционе: доска на колёсиках едет по металлическому жёлобу. Что-то подобное было в 80-х года в СССР, когда катание на досках, поставленных на четыре подшипника, было очень популярным. В восторге были все. Что интересно, зимой аттракцион тоже работает, только жёлоб делается изо льда, а катаются на санках.
Спустились вниз в город и поехали на ужин в отель "Монтана". Сначала лифт, работающий по принципу фуникулёра, а потом… Вид на озеро, изысканные блюда, атмосфера комфорта и роскоши. Ужин все единодушно оценили ужин на пять с плюсом.
На обратном пути наблюдали полицейский наряд. Корректно, вежливо, будили спящих, удостоверялись, что всё в порядке и шли дальше. Молодцы. Ночью в выходные поезда ходят почти всю ночь, и к двум часам ночи мы спокойно добрались до отеля.
День пятый, воскресенье
Прощание всегда грустно. Утром все собрались, последний раз позавтракали в отеле и, на организованном трансфере, отправились в аэропорт. Зарегистрировавшись на свои рейсы (даже у кого они были через несколько часов), сдав багаж, все разошлись: кто в залы ожидания, кто вернулся в Цюрих. Катание на речном трамвайчике, соревнования по мотокроссу на электромотоциклах, парки, праздники… Это всё Цюрих в выходной день.
К вечеру все были уже дома: кто в Питере, кто в Москве, или почти дома: кто-то ждал пересадки на рейс до родного города.