MES-системы и эффективное управление производством

Приглашаем на семинар!



27-29.11.2024 г., г. Москва, дистанционно, до начала 5 дней!

MCM0 Эффективное управление производством в MES-системах

Подайте заявку на участие прямо сейчас!

img23

Семинар-практикум по управлению машиностроительным предприятием в Болгарии. Как это было.

Краткий отчёт о прошедшем с 5 по 12 июня 2011 года первом международном семинаре-практикуме по эффективному управлению машиностроительным предприятием в Болгарии.

Что было "до"

Болгарская сторона очень тщательно подошла к согласованию списка участников, поэтому делегация получилась меньше запланированной. Но это рабочий аспект, а то, что было непосредственно перед началом семинара заслуживает отдельных мемуаров. Вот лишь несколько моментов.

Начнём с того, что подвела фирма, на которую ориентировались изначально: туроператор "Морская звезда" (mztour.ru) оказался совершенно ненадёжным партнёром! Когда всё должно было превращаться из предварительных договорённостей в реальные услуги, начались чудеса. Никто ничего не хотел делать, по телефону объясняли, что руководства нет, по каждой мелочи предлагали приехать в офис и постоять в очереди. Наше мнение: никогда не связывайтесь с этой турфирмой! Спасибо компании ICS-group (icsbc.ru), которая в сжатые сроки организовала всё необходимое по предоставленной им программе визита. Работать оказалось просто и приятно, все вопросы решались оперативно по телефону. Персональная благодарность Колкуновой Оксане. Спасибо!

На это наложилось ещё и то, что некоторые участники получили загранпаспорта только в последний момент. Из-за этого даже на неделю были сдвинуты сроки визита. Воспоминания о том, как можно во вторник получить паспорт за Уралом, а в пятницу забрать его с визой в Москве у некоторых участников останутся надолго. Опять же спасибо тревел-партнёру за решение внеплановых проблем.

Перелёт

5 июня делегация собралась в назначенное время в Шереметьево. По расписанию посадили в самолёт (регулярный рейс Аэрофлота, Airbus 318), взлетели. Сразу ощутили сильную вибрацию, самолёт летел с заметным креном и никак не мог набрать высоту. Минут через 30 раздался панический (на самом деле панический) голос стюардессы: отказ двигателя, "аварийная посадка на сушу", т.е. возвращаемся обратно в Шереметьево. По голосу стюардессы уже было понятно, что шансов у нас нет. Нас потренировали прятать голову между колен, предупредили, что будет несколько ударов, что встречает пожарная команда, МЧС. После посадки надо срочно бежать к выходу и т.д. и т.п. сбивающимся испуганным голосом. Хорошо что КВС (командиру воздушного судна) это надоело, он прервал выступление и совершенно спокойным голосом сообщил, что летим обратно в Шереметьево. При боковом ветре (по моим оценкам 5-7 м/с), на одном двигателе самолёт был посажен просто филигранно! Пилоты, в отличие от кабинного экипажа, были действительно экстра-класса! Аплодисменты не стихали минут пять.

Привезли обратно в терминал, выдали талоны транзитных пассажиров. Ни один представитель Аэрофлота не вышел к нам, не объяснил, что произошло, не принёс свои извинения! Уж в чём-чём, а в игнорировании собственных промахов Аэрофлот остаётся верен себе. Более того, никто даже не сказал, когда будет предоставлен другой борт! Вот уж действительно показательный российский авиаперевозчик.

Но, не бывает худа без добра. На обеде по выданным купонам (купона хватает на 2 чашки кофе) была возможность познакомиться друг с другом, коллектив начал обретать форму. В результате бейджи участников так и не были розданы, т.к. потеряли свою актуальность. Сильно после обеда был предоставлен другой борт и в этот раз делегация благополучно добралась до Софии. В Софии встречал микроавтобус и Йосиф Леви, генеральный директор компании "Л-Класс". Культурная программа на первый день была уже потеряна, поэтому не спеша, с остановками, отправились в г. Велико Тырново.


"Интеротель" оказался достаточно монументальным сооружением, хорошо продуманным, но немного запущенным. Как позже рассказали, недавно в отеле сменился хозяин и качество обслуживания сильно упало. Но первый торжественный ужин оказался вполне достойным. Вид из номеров был просто бесподобный. Да и бесплатный Wi-Fi на всей территории гостиницы был приятным сюрпризом. Так что в целом всё было очень хорошо.

День первый

С понедельника началась рабочая программа визита. Йосиф Леви представил чрезвычайно интересный авторский курс по организации управления машиностроительным предприятием. Чётко и методично он описал применение концепции MRP и представил модели оптимизации управления на уровне материальных потоков предприятия и уровне цеха, рассказал о целесообразности автоматизации тех или иных процессов. Отдельный раздел был посвящён технологической подготовке производства. Все стадии производственного управления, включая календарное планирование, диспетчеризацию и оптимизацию на уровне оборудования (MES-уровень) были выстроены в единую цепочку. Даже с учётом того, что участники семинара были совсем не по-наслышке знакомы с этой тематикой, многие подходы и схемы взаимодействия были для них новыми и интересными. Информативными и полезными были и розданные участникам учебные материалы.


Обсуждение услышанного продолжалось даже после ужина. Было удивительно, насколько захватил сам процесс обучения.

Между учебными сессиями выкроили 2 часа (за счёт переноса второго учебного блока на более позднее время) и посетили гордость Велико Тырново - крепость Царевец. Более 200 лет Велико Тырново был столицей Болгарии и эта крепость, полностью восстановленная в наше время, является символом эпохи правления Болгарских царей.


День второй

Утренняя учебная сессия была посвящена управлению производством на основе событий. Рассказывалось, как реализована данная концепция в системе управления "Технокласс" (разработка компании "Л-Класс"). Данная секция была посвящена в основном рассмотрению конкретных примеров внедрения, рассказам о том, что было в тех или иных проектах.

После обеда состоялась первая референс-поездка на завод Sparky в г. Руссе (около 100 км. от Велико Тырново). Завод выпускает широкий ассортимент сварных конструкций (шасси, ковши, кронштейны и пр.) для погрузочной и другой специальной техники. Визит (как, впрочем, и все последующие) был организован на самом высоком уровне. Встречал делегацию технический директор завода, господин Росен Милков. Позже к нам присоединился и исполнительный директор завода Чавдар Плачаров.


После краткой презентации предприятия он ответил на вопросы участников. Затем около 30 минут участники провели в секторе планирования и управления производством, где специалисты рассказывали, как организована их деятельность. Весь завод, кстати, управляется двумя диспетчерами. После этого директор провёл экскурсию по цехам*. В каждом цехе детально расписывалась организация производственного процесса, модели управления, идентификации заготовок, полуфабрикатов и готовой продукции. На данном заводе велик процент ручного труда и критичных к качеству выполнения операций (сварка). В цехах на вопросы отвечали непосредственно мастера цеха.


Модель автоматизации такого производства, показанная участникам семинара, оказалась на удивление продуманной и эффективной. Не исключено, что некоторые её элементы очень скоро будут внедрены и участниками семинара на своих предприятиях: решения действительно оказались простыми и эффективными.

Главное, что отметили все участники: деньги на заводе тратятся исключительно по делу - вкладываются в современное оборудование. Контраст современных обрабатывающих центров и обшарпанных столов сначала шокировал, но потом, после осознания того, насколько рационально организовано производство в целом, стал казаться абсолютно нормальным.

День третий

Третий (последний) учебный день был посвящён общим вопросам производственной автоматизации. Игорь Решетников рассказал о рекомендациях по выбору поставщика решений и системного интегратора, о рационализации фаз проекта, о том, на что надо обратить внимание при построении системы. Отдельно рассматривались вопросы информационного взаимодействия компонентов. Основной целью тренинга было научить, как отличить "правильного" интегратора, т.е. такого, который действительно поможет вам сделать  бизнес лучше, показать, что бытующее представление об автоматизации как о шаманстве не более чем миф и относиться к этому процессу нужно как к рядовому элементу бизнеса, соблюдая несколько очень простых правил. Рассматривалась, кроме прочего, и модель инвестиций в построение автоматизированных систем управления: объяснялось, почему так часто проекты оказываются проваленными и что делать, чтобы этого не было.


После обеда заехали в местный археологический музей, немного прогулялись по мощённым улочкам исторической части города.

Третий день был, наверное, самым ожидаемым из-за запланированного визита на завод, где производят электроинструменты марки Spaky, которые есть почти в каждом доме. Этот завод "Спарки Елтос" группы Sparky расположен в городе Ловеч, находящемся в 80 км. от места проведения семинара. Встречал делегацию технический директор завода Анатолий Иванов (болгарин, несмотря на кажущееся русским имя). А ещё, на заводе всех познакомили с Минко Кацаровым - уникальным человеком, который за долгие годы работы на предприятии трижды (!) менял системы управления производством, при этом не останавливая производство ни на один день. Как и на первом заводе, сначала была презентация предприятия. Оказывается, завод Sparky кроме электроинструментов под собственной торговой маркой, производит и OEM-продукцию и комплектующие к "изделиям конкурентов". Инструменты AEG, Makita и многие другие имеют внутри как минимум электродвигатели завода в Ловече, а иногда и производятся там целиком. Более 80% комплектующих завод производит собственными силами.


Сначала по заводу была проведена обзорная экскурсия по цехам и складским комплексам, а после окончания рабочего дня по просьбе директора несколько ключевых специалистов задержались и подробно, в деталях рассказали, как устроено производство и как построена система управления. В частности, детально обсудили управление складом, контроль исполнения цеховых заказов (в диспетчерской мастера цеха), пообщались со специалистами отдела технологической подготовки производства. Оптимизированная под максимальную эффективность, система формирования и контроля выполнения цеховых нарядов вызвала оживлённые дискуссии. Автоматизация сложнейшего многономенклатурного производства может быть рациональной - доказано Sparky.

В общем, после посещения завода, уважение к марке Sparky всех участников семинара возросло многократно.

День четвёртый

Ночь с третьего на четвёртый день была последней в Велико Тырново, утром четвёртого дня автобус с участниками отправился в сторону следующего завода, запланированного к посещению. По пути, воспользовавшись появившейся возможностью, посетили несколько интересных мест, в т.ч. этническую деревню Етър в знаменитом местечке Габрово (была такая книжка "Габровские уловки"). Там посмотрели, как можно эффективно использовать силу воды, увидели первую в мире стиральную машину. А "габровские уловки" оказались очень созвучными современной концепции "бережливого производства".


Болгария разделена на северную и южную части Балканскими горами, переехать из одной части в другую можно лишь по нескольким перевалам. Наш путь лежал через Шипкинский перевал, где проходила знаменитая оборона Шипки в период русско-турецкой войны 1877-78 гг. Местный экскурсовод рассказал о событиях тех лет, члены делегации смогли посетить музей и осмотреть шипкинский монумент и несколько меньших по размеру сооружений, составляющий мемориальный комплекс. При въезде на перевал автобус остановили сотрудники местной полиции. Но дружные и слаженные действия коллектива позволили избежать задержки из-за долгой проверки.


По пути заехали в долину роз, посетили местный музей. Оказывается, технологии производства розового масла и самогона схожи и установки одинаковые. Интересный факт.


После обеда состоялся визит на завод Бъдщность в г. Чирпан. Завод производит гидравлические распределители, производство многономенклатурное, требования к качеству и точности обработки просто потрясающие. На этом предприятии делегации был продемонстрирован стык между ERP-системой Технокласс и MES-системой Mozak. Исполнительный директор завода, господин Радослав Гочев лично рассказал, как удалось в результате планового технического перевооружения снизить численность рабочих в 2 раза, увеличив при этом объёмы производства почти в 4 раза. 90% загрузки оборудования (обрабатывающие центры) при ручном режиме загрузки заготовок - очень даже впечатляющий результат!


После экскурсии по заводу (с этого начался визит) разговор продолжился в кабинете директора, более того, на завод специально приехал его владелец, господин Забчев. Так что у участников появилась уникальная возможность не только услышать как всё организовано сейчас, но и о том, как пришли к идее перевооружения, какими критериями руководствовались при выборе решения и производственной архитектуры.


После окончания визита делегация отправилась на ночлег в частный отель около г. Кырджали, на берегу живописного горного озера (водохранилища). Отель под названием Язовир Кырджали, несмотря на свои формальные три звезды, поразил даже тех, кто считал себя опытным путешественником. Камин и сауна в номере - такое не часто встретишь. Желания уезжать не было ни у кого. Встречал гостей лично владелец отеля, кстати. А на территории были два добрейших и умнейших пса. Тоже свой колорит. 6 звёзд субъективной оценки отель заслужил единогласно.


День пятый

С тоской покинув отель, делегация отправилась в г. Кырджали на завод Пневматика Серта. Завод принадлежит французским инвесторам, соответственно система управления построена таким образом, что обеспечивается полный контроль и связь с головным офисом. Встречали делегацию директор завода Валчо Петков вместе с финансовым директором Красимиром Паскалевым и директором по ИТ Димитаром Димитровым. Они же, после презентации и ответа на вопросы, провели обстоятельную экскурсию по заводу, рассказывая о том, как у них всё организовано. Наибольший интерес вызвала уникальная система самоконтроля качества продукции, чем-то напоминающая японскую, но адаптированную к европейскому менталитету рабочих. Благодаря этой системе на предприятии отсутствует ОТК как отдельный элемент производственной цепочки, но при этом при производстве даже заказной партии (завод производит широкий спектр гидравлических цилиндров всех размеров) планового запаса на брак не закладывается. И вообще, системе мотивации персонала на предприятии действительно стоит поучиться.


После завода делегация отправилась в Софию, по пути посетив старинный болгарский город Пловдив. Старинные улицы города, амфитеатр, возвышающийся на горе монумент русскому солдату, известный как памятник Алёше (помните песню на стихи К.Ваншенкина "стоит над горою Алёша - в Болгарии русский солдат") никого не оставили равнодушными.


К вечеру приехали в столицу Болгарии, г. Софию. Отель "Родина" - отголосок советских времён. Удобно расположен, хорошо спроектирован. Но выглядит как-то старо, вентиляция слабая, обслуживание вежливое, но без лоска.

После заселения, в ресторане гостиницы состоялся торжественный ужин, на котором участникам были вручены именные Сертификаты.

День шестой

В этот день была обзорная экскурсия по Софии. Кроме нескольких улиц в центре города смотреть оказалось совершенно нечего, так что сам город немного разочаровал. Было холодно, но интересно. Экскурсия была познавательной и захватывающей, хотя, по словам гида она работает в этом амплуа лишь по выходным. В остальное время работает в полиции. Эх, нам бы таких милиционеров побольше! Мы посетили археологический музей, наблюдали смену президентского караула. Красиво. В Софии были около памятника Пушкину и парка славы в честь советских воинов - победителей во второй мировой войне.


Интересный факт: несмотря на свободное время, обедали и ужинали все вместе, в одной компании, расставаться уже не хотелось.

День заключительный

Дорога обратно всегда приятна. В аэропорту директору семинара, Ольге Усанчиковой от имени участников был преподнесён презент - памятные часы, как и положено. Согласитесь, очень редкий случай, когда участники, заплатив немалые деньги за поездку, ещё и так благодарят организатора. Ольга действительно это заслужила.

Рейс Болгарских авиалиний порадовал. Несмотря на обед в форме сэндвича, отношение стюардесс было субъективно лучше, все чувствовали себя комфортнее. Полёт прошёл без происшествий. Огорчение ждало после прилёта - у некоторых участников сумки оказались вскрытыми, даже были сломаны замки. Крупных потерь не было - пропали сувениры, деньги, оказавшиеся в карманах сумок. Жалко.

Попрощавшись в Шереметьево, участники разошлись - некоторые разъехались на такси домой или в отель, кого-то сразу ждала пересадка на следующие рейсы до отдалённых от Москвы городов. Но это точно не конец. Налажены дружеские связи, а это главное.



* Фотографии цеховых помещений по просьбе принимающей стороны в открытый доступ не выкладываются


Вы находитесь: Болгария-2011 :: Отчёт