Инновационные подходы к подготовке специалистов для современного производства
Управление современным производством включает в себя множество общих и частных задач на разных уровнях – от управления оборудованием, приводами станков, до управления финансовыми потоками предприятия. Управляемость – один из важнейших критериев любого предприятия, стремящегося к динамичному развитию. Успех таких предприятий зависит от того, как быстро будут приняты решения на каждом уровне управления.
В связи с этим предъявляются новые требования и к комплексу информационно-управляющих систем, действующих на предприятии, и к квалификации рабочих и инженерно-технического персонала.
Система управления современным предприятиям чрезвычайно сложна и имеет много уровней управления и контроля. Заказ на производство, попадая в ERP-систему, распадается на производственные задания, которые передаются на уровень MES-систем и последние обеспечивают его исполнение, опираясь и используя системы АСУТП управления производственным оборудованием.
Ещё несколько лет назад схемы управления производством строились на человеческом факторе и роль мастера цеха была ключевой. Сегодня меняется даже сама парадигма управления, что и когда делать уже диктует система управления в цеху, MES-система. Без неё уже невозможно выйти на мировые уровни эффективности по степени исполнения заказов точно в срок, эффективному использованию сырья и загрузке производственных мощностей.
Рабочий на заводе сегодня уже не просто токарь, слесарь или фрезеровщик. Сегодня это высококвалифицированный оператор суперсовременного оборудования, который не просто работает на своём рабочем месте, а активно участвует во всей производственной цепочке. Новый уровень ответственности и требований требует и новых подходов к подготовке кадров.
По мере профессионального роста современные специалисты – операторы станков и ИТР – не перестают учиться никогда. На каждом квалификационном уровне, естественно, требования к учебному процессу свои. И лишь комплексный подход к профессиональному развитию, при котором сбалансированы учебные программы, учебная и специальная литература, профессиональное общение, широкие возможности по обмену опытом, сможет сформировать в стране прослойку специалистов по системам производственного управления действительно мирового уровня.
Комплексная подготовка современного оператора обрабатывающего центра, мастера цеха, ИТР-специалиста требует современных учебных баз, методик и материалов. Без реальной производственной базы, где обучаемые на практике могут отработать свои навыки в связке рабочий центр – исполнение производственной программы, обучение не будет эффективным. У обучаемого надо сформировать не только навыки работы с конкретными системами, но и понимание того, что его работа является частью производственной цепочки, что от качества его работы зависит производительность цеха и предприятия и, в конечном итоге, зарплата его и коллег.
В связи с углублением интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства становится неизбежным внедрение на предприятиях страны инноваций, призванных повышать эффективность производства, а следовательно, конкурентоспособность отечественных товаров и услуг.
Одним из таких направлений является использование информационных технологий для управления производством на цеховом уровне.
На базе нашего колледжа проводится обучение применению таких систем на производстве.
Для студентов старших курсов специальностей "Автоматизация технологических процессов и производств в машиностроении" и "Автоматизированные системы управления" знакомство с MES-системами начинается на практических занятиях во время освоения основной профессиональной образовательной программы.
В рамках дополнительного профессионального образования для студентов организованы курсы "Планирование и эффективное управление производством в MES PHARIS". Основные темы курса:
- Оперативное планирование производства с учётом реальной производительности и доступности оборудования и других производственных ресурсов.
- Автоматический учёт готовой продукции, брака, расхода материалов, наработки оборудования и т.д..
- Мониторинг и контроль производства в реальном времени.
- Ведение единой базы данных о выпускаемых изделиях, оборудовании, материалах, персонале.
- Централизованное хранение и распространение производственной и технологической документации.
- Контроль использования технологических программ.
- Управление техническим обслуживанием.
Для инженерно-технических работников предприятий организованы курсы по программе повышения квалификации "Автоматизация производства на основе использования MES-систем". Основные темы курса:
- Введение в системы оперативного управления производством (Manufacturing Execution Systems, MES).
- Организация сбора данных и взаимодействия с оборудованием.
- Визуализация производства и взаимодействие с оператором.
- Управление оборудованием и оснасткой.
- Подготовка производства.
- Детальное планирование.
- Управление производством.
- Администрирование системы.
- Взаимодействие со сторонними системами
Также предусмотрены проведение семинаров для представителей промышленных предприятий (ИТР, ИТ- специалистов и др.) "Использование информационных технологий для управления производством на цеховом уровне", на которых обсуждаются вопросы:
- MES-системы и их задачи.
- Функции MES-систем.
- Организация взаимодействия со смежными информационными системами.
- Демонстрация использования MES: от планирования производства до учёта готовой продукции (на примере MES- системы PHARIS).
Для проведения занятий в колледже оборудован специальный компьютерный класс, а в производственных мастерских установлена действующая MES-система PHARIS.
Эти образовательные курсы реализуются при активном участии Российского MES-центра и компании "ТЕРСИС" (системный интегратор в области автоматизации производственных процессов). Кроме того, в курсах отражён опыт, полученный сотрудниками колледжа в ходе посещений промышленных предприятий Западной Европы.
Мы не разрабатываем новых систем управления. Мы стремимся способствовать распространению передовых технологий и лучшего мирового опыта в России, их внедрению на производственных предприятиях. Главную свою задачу мы видим в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к любой производственной среде, успешно решать задачи современного производства и помогать делать современными свои родные предприятия.